Отопление гаража в условиях актуальных тарифов на энергоносители становится оправданным только если использовать для этого наиболее бюджетные способы. В данный момент самое дешёвое топливо — это дрова и уголь, их стоимость позволяет организовывать отопительные системы, которые обеспечивают многократную экономию средств в сравнении с использованием более дорогого природного газа или электричества на дневном тарифе.

Для тех, кто позаботился о размещении двухтарифного счётчика на электрической линии, питающей гараж, становится доступным ещё один вариант обогрева отдельно стоящего помещения. Цена за 1 кВт электроэнергии по ночному тарифу достаточно низкая, чтобы сделать отопление электричеством вполне рентабельным предприятием даже для гаража. Однако, как правило, дела нужно делать именно днём, а не ночью, поэтому для организации такой теплосистемы потребуется как-то накапливать энергию ночью, чтобы днём её можно было расходовать по мере необходимости.

Итак, исходя из низкой стоимости твёрдого топлива, именно на его основе можно получить самое дешёвое отопление. Для этого потребуется специальный твердотопливный котёл и соответствующая разводка водяного контура с радиаторами по периметру помещения. Второй способ, включающий использование ночного тарифа на электроэнергию — это установка большой буферной ёмкости с жидкостью (теплоаккумулятора). Теплоноситель в таком резервуаре можно нагревать ночью, а днём запускать циркуляцию нагретой жидкости по трубам и радиаторам для прогрева гаража.

Отопление твердотопливным котлом

С видом источника тепла мы определились, осталось только выбрать хороший теплогенератор, который будет обеспечивать бесперебойную работу системы и экономный расход топлива. И здесь уже всё будет зависеть от подхода к созданию отопления, так как есть два принципиально различных варианта. Первый — это установка бюджетного котла с большим расходом топлива, и второй — размещение более дорогостоящего, но менее прожорливого устройства. Так или иначе придётся принять решение о том, что более приоритетно в данный момент: сэкономить единоразово при покупке теплогенератора или растянуть экономию на годы, но сохранить в итоге гораздо большую сумму.

Среди существующих на рынке моделей есть три варианта, которые могут подойти для гаража. Первый из них подразумевает установку обычного твердотопливного (ТТ) котла, работающего на принципе прямого горения топлива. Его конструкция относительно проста и позволяет непрерывно перерабатывать одну загрузку топлива в течение 5-6 часов, в зависимости от качества горючего. Всё это время в гараже будет стабильно комфортная температура, но расход дров или угля будет выше, чем у более совершенных теплогенераторов.

Альтернативой классическому ТТ котлу может стать одна из конструкций с длительным горением топлива. Наиболее совершенные конструкции имеют возможность обеспечивать непрерывное горение одной закладки до 25 часов, а их КПД достигает 90%. К таким устройствам относятся шахтные котлы длительного горения нижнего слоя. В Украине самые совершенные теплогенераторы данного типа разработала и выпускает компания Термико. Шахтные КДГ Термико обладают самой большой камерой загрузки и исключительно эффективно перерабатывают даже топливо посредственного качества.

Самым производительным устройством, которое способно генерировать тепло из твёрдого топлива, является пиролизный котёл длительного горения. Его КПД с хорошим топливом не падает ниже 90%, а рекордная длительность работы гарантирует, что температура в гараже никогда не упадёт ниже комфортной отметки в неподходящий момент. Некоторые теплогенераторы современных конструкций способны работать практически на любом топливе. Так, пиролизный котёл Термико может эффективно генерировать тепло даже из автомобильных покрышек. Его конструкция продумана таким образом, что даже дрова с влажностью 40% не становятся помехой для выхода устройства в режим пиролиза древесины.

Несмотря на все свои положительные качества, котлы длительного горения не являются энергонезависимыми, поэтому для создания полностью автономной системы отопления гаража из перечисленных выше вариантов вам подойдёт только классический котёл прямого горения. На его основе при правильном подходе к проектированию можно создать водотрубный контур с радиаторами и естественной циркуляцией теплоносителя.

Используем дешёвое электричество

Согласно актуальным тарифам на электроэнергию при расходе до 100 кВт·час в месяц стоимость 1 кВт·час составляет 0,9 грн. Всё, что свыше этой границы, подлежит тарификации по 1,68 грн за 1 кВт·час. Чтобы можно было говорить об экономии, следует использовать расценки, которые установлены на ночной тариф. Он доступен для тех потребителей, кто сделал заявку на получение двухтарифного счётчика, оформили все необходимые документы и установили устройство на своём участке. Ночной тариф составляет половину дневного, что означает 0,45 грн до 100 кВт·час и 0,84 грн при более интенсивном месячном расходе электроэнергии.

После завершения процесса документального оформления специального счётчика и его фактического размещения, открытым остаётся вопрос накопления энергии ночью. В современных отопительных системах широко применяется метод сбора тепловой энергии в большой буферной ёмкости (теплоаккумулятор). Этот резервуар, если не говорить о промышленных моделях, может иметь объём от 250 л до 3000 л и используется либо в связке с твердотопливным теплогенератором, либо нагревается посредством встроенных электрических ТЭНов. Второй вариант как раз и позволяет применять данное устройство в схеме с двухтарифными счётчиками.

Правильный подбор ёмкости по объёму позволит аккумулировать необходимое количество энергии за счёт ночной работы нагревательных элементов. В течение рабочего дня контур с теплоносителем будет циркулировать в системе отопления, осуществляя теплообмен между радиаторами в гараже и нагретой буферной ёмкостью. Теплоаккумулятор будет постепенно охлаждаться, обеспечивая теплом радиаторы и всё отапливаемое помещение.

Особенности отопления гаража

Независимо от выбранного метода обогрева гаража, всегда следует помнить, что это отдельностоящее помещение и здесь вряд ли имеет смысл делать круглосуточное непрерывное отопление. А раз его не будет, значит постройка скорее всего будет промерзать, и температура в гараже при сильных морозах на улице рано или поздно обязательно опуститься ниже нуля. Поэтому организация так называемого водяного отопления с радиаторами и замкнутой гидравлической системой исключает возможность использования воды в качестве теплоносителя.

Для монтажа отопительного контура допускается использовать только специальные незамерзающие жидкости. Они будут защищать систему от разрушения во время сильных морозов, когда обычная вода превращается в лёд и, расширяясь, наносит непоправимый вред всем элементам отопительного контура. Наибольшее распространение получила незамерзающая жидкость на основе пропиленгликоля, который совершенно безвреден для человека и отлично справляется со своей задачей.

В обязательном порядке также стоит упомянуть, что любое отопление, в том числе и отопление гаража, становится тем более экономным, чем лучше утеплено исходное помещение. Для увеличения эффективности работы системы и снижения расхода топлива, одной из самых важных мер всегда было снижения тепловых потерь постройки. Никогда не пренебрегайте данным условием, так как правильное утепление требует вложений только однажды, а его результатами вы будете пользоваться на протяжении всего срока эксплуатации гаража.